Сверхлегкие самолеты — это мощные, комфортные, скоростные, но при этом достаточно дешевые бизнес-джеты, которые рассчитаны на небольшую дальность полета. При этом их средняя крейсерская скорость довольно высокая — от 630 до 700 км/ч. К минусам можно отнести небольшую высоту салона. Однако, учитывая кратковременность перелета (около трех часов), дискомфорт от этого практически не ощущается. За счет низких эксплуатационных расходов аренда сверхлегкого самолета обойдется дешевле даже по сравнению с легким бизнес-джетом. Выбрите подходящий полет https://nebopitera.ru/.
Какие самолеты называются сверхлегкими?
На сегодняшний день, сверхлегкие самолеты можно условно поделить на три категории, по хронологии появления новых.
Первая — это те летательные средства, которые использовались еще 100 лет назад. В основном, они были дельтапланами, на которых закрепляли небольшой двигатель для образования тяги. Такой аппарат обладал гибкими крыльями, а управляли им с помощью сдвига веса тела пилота. Вторая категория появилась около 40 лет назад. Это уже не дельтапланы, а полноценные транспортные средства с двигателями, хоть на них и остались подкосы и одноповерхностное крыло.
Многие оборудовались системой управления с двумя осями и рычагом для управления, которые непосредственно регулировали высоту и повороты. В этих моделях не было современных датчиков, поэтому напрямую контролировать угол наклона в процессе поворота самолета было невозможно.
Были разновидности, которые оборудовали спойлерами над крылом и педалями для управления. Третья категория возникла в 80-тых годах прошлого века. Это поколение легких самолетов уже имело крыло, которое можно быть отсоединить и структуру планера. Система управления уже была трехосевой — такую же используют стандартные самолеты. Она самая удобная, поэтому пользуется спросом.
Кроме вышеописанных категорий, к сверхлегким самолетам относятся некоторые модели, не имеющие жесткого крыла. Среди них:
- Мотодельтаплан — воздушное средство, которое оборудовано подвеской и мотором, которая дает возможность стартануть с помощью ног.
- Дельталет, который управляется с помощью веса. Система управления напоминает ту, которая была еще в самом первом поколении самолетов. Но есть отличия — большинство производимых сегодня сверхлегких аппаратов оборудованы крылом, напоминающим дельтаплан, под которым установлена тележка на трех колесах. Именно она несет двигатель и людей. Эта самолеты идеально подходят для полетов в условиях небольших взлетных площадок, имеют отличную скороподъемность, но медленнее практически любой другой модели.
- Мотопараплан — у этого самолет двигатель расположен за пилотом. Старт происходит с ног, крыло такое же, как у параплана.
- Паралет — небольшая тележка с собственно двигателем и параплоновым крылом. Не самый удобный вариант — аппарат медлительный и часто возникают сложности на старте.
- Автожир — такая же тележка с двигателем аналогичным мотодельтапланному, но вместо крыла приделан горизонтальный винт, который приводит в действие набегающий воздух. Винт крутится по принципу авторотации также, как и в любом вертолете. За счет этого создается подъемная сила.
- Вертолет — одно или двухместный вертолет в некоторых странах, таких как США и Новая Зеландия и также считаются сверхлегкой авиацией.
- Аэростат — в последнее время довольно популярное летательное средство. Может быть рассчитан как на одного пилота, так и на нескольких пассажиров.
В последнее время многие производители сверхлегких летательных аппаратов пытаются создать двигатель, который приводился бы в действие электричеством. Пока на рынке таких летательных средств нет, но скорее всего они появятся в ближайшем будущем.
Сверхлегкая авиация в России
Согласно российскому законодательству, к сверхлегким аппаратам на сегодня относятся такие транспортные средства: Которые имеют взлетную массу не больше 495 кг, в этот вес не входят средства спасения. Наименьшая скорость полета должна быть не более 65 км\ч. В Федеральных авиационных правилах СЛА делятся на безмоторные (например, дельтаплан) и моторные (например, мотопараплан). Официальная государственная регистрация обязательна только для тех конструкций, который весят больше 115 кг.
СЛА в мире
В мире такие летательные средства обычно именуют «ультралайт». Во всех странах мира нормы, по которым определяется сверхлегкая авиация и правила пользования ею разные. Например, в Соединенных Штатах Америки и Франции правила очень мягкие и практически никак не ограничивают передвижения на СЛА, а вот в Германии, Англии и Испании нормы довольно суровы. Также есть некоторые страны, в законодательстве которых вообще нет такой категории. В этом случае сверхлегкая авиация приравнивается к обычному самолету.