Виды масел и присадок
Масла по составу делятся на три вида: минеральные, полусинтетическое и синтетическое. По сути все масла – это базовая основа с добавлением присадок. В случае с минералкой база является продуктом перегонки мазута. Синтетика – синтезированные составы, произведенные с использованием различных технологий. Полусинтетика – смесь двух этих категорий, где синтетика и минералка могут быть в разных пропорциях.
Минеральные масла имеют самую низкую стоимость, но при этом и самую низкую стабильность. Присадки в них быстро выгорают, а само масло может быть полностью стабильно только при комнатной температуре, при рабочих температурах ведет себя непредсказуемо. Потому производители масел все больший упор делают на производство синтетических и полусинтетических составов. Минеральные масла актуальны только для очень старых автомобилей, которые «и так все съедят». Но при этом интервал замены масла нужно уменьшить, по причине уже названного быстрого выгорания присадок.
Синтетика и полусинтетика подходят для современных двигателей, могут использоваться для длинных интервалов замены. Разница между ними заключается в цене и эксплуатационных качествах: синтетика стабильней, но и дороже. Так что в этом случае выбираем в большей степени то, что по карману. Тем более, что полусинтетические составы многих производителей показывают очень хорошие результаты по тестам. Выбрать и приобрести масло от производителя оптом можно на сайте компании “МКСМ”
Помимо базы масла состоят из пакетов присадок:
Назначение | Описание | Вещества |
---|---|---|
Омолаживающие, ингибиторы окисления | При прогреве молекулы масла вступают в реакцию с кислородом, а поверхностный металл действует как катализатор в этом процессе. Масло густеет, образуются отложения, коррозия. | Азот, фосфор, соединения на основе серы (амины, фенолы с цинком и кальцием и т.д.) |
Моющие и диспергирующие | Не дают мелким частицам нерастворенных остатков объединиться в крупные, чем препятствуют образованию отложений. Нейтрализация кислот. | Сукцинимиды, нейтральный металл сульфо-координат, феноляты, фосфаты, тиофосфаты, полимерные моющие средства, амины, сульфонаты, высокомолекулярная органическая известь, свинец, соли цинка. |
Противоизносные | Для снижения износа в местах с большим трением, образуют защитную пленку в этих местах. | Дифосфат цинка, диалкил-трикрезилфосфат, органические фосфаты, сера, соединения азота. |
Индексные | Растворимые в масле полимеры, необходимые для улучшения свойства минералки, то есть не дают ей снизить или повысить вязкость под воздействием температуры. | Полиметакрилат (РМА), стирол-бутадиен-сополимеры (SBC). |
Снижающие точку тягучести | Добавляются в масла, которые густеют при снижении температуры из-за кристаллизации молекул парафинов. | Полиметакрилат, алкил-фенолы, нафталин с хлорированными парафинами, пропилен, сополимеры. |
Пеногасители | Используются для снижения образования пены, так как это снижает качество смазывания деталей. | Полисиликоны, полиэтиленгликоль эфиров и т.д. |
Модификаторы трения | ПАО, уменьшают трение между металлическими деталями. | Жирные кислоты, органические амины, амины фосфатов и т.д. |
Классификация масел по SAE
Одним из важнейших показателей моторного масла является его вязкость. Для классификации масел по вязкости был принят международный стандарт, получивший название SAE. Вязкостью называется такой параметр, который характеризует степень текучести вещества при низких температурах. Еще этот параметр также показывает, насколько жидким станет масло после того, как ДВС выйдет на рабочие температуры.
Моторное масло по вязкости делится на зимнее, летнее и всесезонное или универсальное. Если это смазочное вещество, предназначенное для эксплуатации зимой, то в обозначении присутствует буква «W». Перед буквой указываются цифры, как правило, это 0, 5 или 25. Эти цифры указывают максимальное значение отрицательной температуры, на которое рассчитан смазывающий материал. Летние смазки сегодня практически невозможно найти, так как их заменили всесезонные варианты. Они имеют цифровое обозначение без буквы «W». Их отсутствие на рынке исключило необходимость замены смазывающего вещества двигателя каждый год по 2 раза.
Всесезонные продукты имеют следующую маркировку 5W40 и т.п. Если перед буквой W стоит цифра 0, то это говорит о нормальной прокачке смазывающего вещества по системе в морозы при температуре -35 градусов. По вязкости масло для автомобиля нужно выбирать не только по рекомендациям производителя, но еще и в зависимости от региона эксплуатации транспортного средства.
Оптимальный вариант моторных масел для современных автомобилей — 5W30 и 5W40. Чем выше цифра перед буквой W, тем ниже показатель отрицательной температуры, поэтому на зиму рекомендуется использовать смазывающие вещества с индексом 0W, 5W или 10W.
О марках масел и их влиянии на качество
При выборе смазывающего вещества для двигателя автомобиля возникает еще один вопрос — какому производителю отдать предпочтение. Ответ есть один — любого, главное, чтобы покупаемое масло строго соответствовало рекомендациям производителя, а также условиям эксплуатации автомобиля.
Если сравнивать продукцию марки Shell и Mobil с менее известными Castrol и Total, то разницы по техническим характеристикам между ними нет. Бренды Шел и Мобил являются раскрученными, поэтому стоят в 2 раза дороже
Если выбирать масло от малоизвестных производителей, то особое внимание нужно уделить его оригинальности и качеству
Устройство масляного фильтра
Масляный фильтр представляет собой корпус 3, выходное 2 и входные 1 отверстия для масла, фильтрующий элемент 4, пружина 5, перепускной 6 и обратный 7 клапана, уплотнительное кольцо 8.
Устройство масляного фильтра
Перед установкой нового фильтра можно залить в него немного масла, чтобы бумажный фильтрующий элемент им пропитался. Смазываем уплотнительное кольцо фильтра небольшим количеством масла и устанавливаем его на место, закручивая от руки.
К этому моменту масло из поддона уже стекло в тазик. Закручиваем пробку сливного отверстия. Не стоит прикладывать чрезмерную силу при этой операции, есть риск сорвать резьбу. Затягиваем до упора и немного поджимаем.
Теперь выкручиваем пробку заливной горловины. Но сколько масла заливать в двигатель? Это зависит от рабочего объема вашего двигателя. Чем больше объем двигателя, тем больший объем масла для него требуется. Обязательно прочтите руководство по эксплуатации, там указаны все заправочные объемы. Для удобства воспользуйтесь воронкой. Чтобы масло во время заливки не стекало по канистре, ее нужно держать плашмя к земле, как показано на фото.
Заливная горловина для заливки масла сразу бросается в глаза, если открыть капот
Можно ли смешивать моторные масла?
Можно, но нежелательно. Производители допускают смешивание, но только в самых крайних случаях. При этом лучше смешивать масла одной марки. Дело в том, что каждый производитель имеет свою технологию и пакет присадок. При этом период эксплуатации двигателя на таком «коктейле» стоит уменьшить в соответствии с пропорциями смешивания. К примеру, если вы добавили к одному маслу 25% другого, то и период эксплуатации до следующей замены стоит сократить на четверть. Но как показывает практика, еще ни одно смешивание масел не нанесло смертельного вреда двигателю.
Важно при заливке масла не допустить превышения максимального уровня. Последствия перелива масла в двигатель не критичны, однако способны нанести вред
Высокий уровень масла в двигателе может привести к его выбросу через систему вентиляции картера, тем самым повышая расход масла. При высоком уровне масла противовесы коленчатого вала начинают погружаться в него, тем самым вспенивая и разбрызгивая масло. Оно начинает в больших количествах попадать на гильзы цилиндров, маслосъемные кольца не могут справляться со своей задачей и масло сгорает в цилиндрах, повышая дымность и расход масла. Поэтому перелив масла в двигателе лучше избегать.
Ждем 5-7 минут, чтобы все масло успело стечь в поддон. Для того чтобы проверить масло в двигателе используем щуп уровня масла. Достаем щуп уровня масла, вытираем его чистой ветошью (тряпкой) и производим проверку уровня масла в двигателе. Уровень масла в двигателе должен быть между отметками MAX и MIN. Для того чтобы датчик уровня масла не сигнализировал о низком значении, лучше держать его ближе к отметке MAX. Датчик уровня масла загорается, когда уровень масла в двигателе ниже минимума. Не рекомендуется, чтобы двигатель работал при включенном датчике. Поэтому при необходимости нужно долить масло.
Так выглядит щуп уровня масла
Итак, замена закончена. Масло залито, фильтр заменен, пробки закручены, уровень проверен. Теперь можно запустить двигатель. Лампа аварийного давления масла должна погаснуть не более чем через 7-8 секунд после запуска. Дайте двигателю поработать на холостом ходу минут 5, чтобы новое масло успело прокачаться по всем каналам и пройти через фильтр.
После поездки обязательно проверьте уровень. Проверку уровня масла нужно производить через 10 минут после остановки горячего двигателя. При проверке уровня автомобиль обязательно должен стоять на ровной поверхности.
Поздравляем, вы заменили масло и масляный фильтр в своем автомобиле. Как видите, процедура эта очень простая, а значит, совсем необязательно обращаться в сервис. Самостоятельная замена масла позволит сэкономить средства и разобраться в устройстве вашего автомобиля.
Виды моторных масел
В мире насчитывается большое количество производителей моторных масел. Все они стараются угодить покупателю, предлагая все виды смазочной жидкости. Какие же бывают масла?
Прилавок с канистрами масел. Иллюстрирует многообразие видов
Выделяются следующие виды моторных масел:
- Минеральное;
- Синтетическое;
- Полусинтетическое.
Минеральное
Минеральное масло ЛУКОЙЛ
Это масло производится из сырой нефти. Сырьё делится на фракции, перегоняется, очищается от примесей, после чего получается готовый продукт. Чаще всего применяется на старых автомобилях с бензиновым двигателем из-за своей высокой вязкости.
Преимущества «минералки»
- Низкая цена. Минеральное масло — самое дешёвое из всех типов;
- Приемлемое качество;
- Высокая вязкость — масло не будет течь из-под изношенных сальников и уплотнителей.
Недостатки
- Неполная очистка нефти от примесей;
- Узкий температурный диапазон — при высоких масло разрушается, образуя нагар, а при низких оно может попросту замёрзнуть;
- Необходимость частой замены.
Таким образом, минеральное масло — хороший вариант для старого и редко используемого автомобиля. Оно не выдерживает тяжёлых условий эксплуатации, быстро изнашивается, однако стоит дешёво и доступно в любом магазине запчастей.
Немного о гидрокрекинговом масле
Гидрокрекинг — особая технология обработки минерального масла. С помощью этой технологии «минералка» проходит ряд операций, в ходе которых с помощью множества химических реакций приобретает свойства синтетики и весомо отличается по составу от минерального. Несомненными плюсами использования этой субстанции можно считать:
- Такое масло служит дольше, его не нужно так часто менять;
- Имеет в составе синтетические присадки, придающие маслу особые свойства;
Гидрокрекинговое масло Liqui Moly 5w-30
Есть и минусы:
- Стоит дороже минерального.
- Может быть использовано только по рекомендации производителя авто.
Синтетическое
Синтетическое масло Mobil 1 OW-40 Чаще всего производятся из этилена — материала, вырабатываемого из природного газа или сырой нефти. При изготовлении такого масла происходит контроль всех химических реакций, а значит можно придать жидкости заданные свойства. Применяется в большинстве современных бензиновых двигателей.
Плюсы «синтетики»
- Широкий температурный диапазон — жидкость не испаряется при высоких температурах и исправно выполняет свою функцию при низких;
- Долговечность;
- Стабильность — характеристики жидкости не меняются при эксплуатации;
- Низкая вязкость уменьшает трение между деталями;
- Хорошая моющая функция.
Минусы
- Повышенная химическая активность, компенсируемая специальными присадками;
- Несовместимость с другими видами масел.
При выборе синтетического масла нужно обратить внимание на рекомендации производителя, оно подходит многим современным двигателям
Осторожно — детали двигателей отечественных и некоторых иностранных автомобилей плохо защищены от коррозии, которую может вызвать синтетика!
Полусинтетическое
Полусинтетическое моторное масло ЛУКОЙЛ
Производится из минерального с добавлением синтетических присадок. Этот подвид — промежуточный между двумя предыдущими.
В чём проигрывает остальным
- Не так дешёво, как минеральное;
- Не так долговечно, как синтетическое.
Такую разновидность смазочного материала лучше использовать в умеренном климате без резких перепадов температур. Оно достаточно надёжно для рядовых условий. Также такое масло чаще всего применяется в дизельных двигателях.
Важно учесть, что выбирать масло нужно исходя из требований и рекомендаций производителя. Если залить, например, синтетическое масло в двигатель, которому требуется минеральное — проблемы не заставят себя ждать
В таком случае возможен повышенный износ и коррозия всех смазываемых поверхностей мотора. Нужно один раз выбрать достойного производителя и подходящий тип масла и заливать его весь срок обслуживания машины — так будет гораздо проще! Покупать жидкость следует только в надёжных магазинах, чтобы не получить контрафактную продукцию.
Разновидности для насосов
Для каждого узла предусмотрены отдельные разновидности смазок. Например, для обработки подшипников используются жидкие масла, получаемые в процессе переработки нефти, а также густые консистентные составы. Сорта жидких масел различаются между собой показателями вязкости, рабочей температурой, весом и маслянистостью. Густые смеси состоят из минерального масла и загустителей. Все разновидности веществ относятся к одному из действующих стандартов, который определяет их качество и ключевые свойства.
Подшипники
Подшипники роторных насосов смазываются антифрикционными силиконовыми и эфирными составами, обладающие следующими свойствами:
- термостойкость – сохраняют все свойства при воздействии высоких температур;
- морозостойкость – могут использоваться при отрицательной температуре;
- химически стойкие – не позволяют обработанным компонентам взаимодействовать с кислородом, что предотвращает появление коррозии;
Возможно применение и литиевых составов – пластичных смазок, получаемых путем загущения нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. Вещество обладает усиленной адгезией и антифреттинговыми свойствами для продолжительного смазывания высоконагруженных скоростных узлов.
Кроме них используются синтетические (ПАО) смеси – материалы, получаемые в процессе химического синтеза углеводородов. Такие составы обладают более широкими вязкостно-температурными характеристиками, устойчивы к окислительным процессам и инертны к каучуковым уплотнителям.
Для обработки подшипников динамических насосов, кроме силиконовых, эфирных, синтетических и литиевых пластичных смазок, используются полусинтетические (ПАО) смеси, отличающиеся широким диапазоном рабочих температур.
Направляющие скольжения
Узел отличается разнородностью материалов, образующих пары трения. Использование веществ без учета данной особенности приводит к разрушению пластиковых и эластомерных компонентов, нарушению герметичности, снижению производительности или к поломке всего механизма. Для обработки узла применяются синтетические силиконовые и литиевые термостойкие пластичные смазки.
Резьбовые соединения, посадки и уплотнители
В процессе обслуживания промышленных насосов возникают проблемы с монтажом и демонтажем компонентов, соединенных посадкой, а также уплотнителей и резьбовых соединений. Смеси для снятия и установки отдельных деталей должны препятствовать их повреждению и разрушению, сокращать сроки выполнения монтажных операций и упрощать процесс последующего обслуживания техники.
Резьбовые соединения обрабатываются антикоррозийными силиконовыми пластичными и углеводородными смесями. Для сборочных операций и посадок оптимально подходят сборочные, смазочные и резьбовые пасты с антикоррозийными свойствами, созданные на основе твердых составов и минерального масла. Металлические уплотнители смазываются веществами, обеспечивающие повышенную герметичность, защиту от фреттинг-коррозии и прикипания. Эластомерные уплотнители обрабатываются веществами, повышающие герметичность, продлевающие срок службы прокладок и облегчающие монтаж и демонтаж.
Электрические контакты
Для обеспечения надежного контакта в электротехнических соединениях, а также защиты от внешних воздействий используются электропроводные резьбовые составы, созданные на основе твердых смазок мелкодисперсного металлического порошка и минерального масла. Кроме них используется силиконовые материалы с термо,- водо,- и химической стойкостью для герметизации и электроизоляции контактов.
Применение
Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:
- Защита от износа — одна из основных функций;
- Герметизация подшипников — для того, чтобы не допустить попадания в узел воздуха, газов, жидкостей;
- Защита от кавитации — для снижения вибрации и шума в узле трения;
- Защита от коррозии — для защиты поверхностей, куда может попасть влага и появиться коррозия;
- Защита от ударных нагрузок — там где нельзя обеспечить защиту смазыванием маслом, но необходимо, чтобы на поверхности трения всегда находился смазывающий материал.
К преимуществам можно отнести характеристики:
- Простота подачи в узел трения.
- Смазка легко закладывается в узел трения и в течение долгого времени сохраняет свои свойства, оставаясь в нем;
- Высокая степень адгезии. Смазка, обладая высокой липкостью, прочно держится на поверхностях трения, не стекает, обеспечивая при этом смазку в любой момент времени;
- Снижение шума и вибрации. Благодаря густой консистенции пластичных смазок, они прекрасно выполняют роль демпфера при ударных воздействиях, возникающих при вибрации.
Недостатки:
- Отсутствие охлаждающих свойств. Если у масла одна из функций состоит в охлаждении узла, куда оно подается, то у пластичной смазки такое свойство отсутствует;
- Отсутствие моющих свойств. Если узел подвергается загрязнению, или в нем накапливаются продукты износа, то они будут там копиться до тех пор, пока не станут действовать как абразив. Результат — выход узла из строя и его последующая замена;
- Ограничение по прокачиваемости. Есть ряд показателей, которые позволяют нормировать смазывающие материалы по степени прокачиваемости. Чем гуще смазочный материал, тем он труднее прокачивается по каналам туда, куда требуется подать смазывающий материал.
Лучшее моторное масло 10W40
3. Лукойл Супер SG/CD 10W-40
Вспышка – 224 °С
Замерзание – -36 °С
Плотность при 15 °С – 878 кг/м куб
Среди лучших российских моторных масел по соотношению цены и качества Лукойл Супер SG/CD 10W-40 занимает особое место, выделяясь на фоне конкурентов высокими антиокислительными и диспергирующими свойствами. Благодаря ним в двигатель не выпадают осадки, что положительно сказывается на его внутренней чистоте и долговечности.
За счет хорошей вязкости, автомобиль без проблем заведется даже зимой, когда температура может доходить до – 36 °С. К тому же это способствуют снижению расхода масла из-за угара. В случае использования в двигателях с большими пробегами удается снизить уровень шума, что положительно сказывается на вашем комфорте. Лучшее полусинтетическое моторное масло 10W40 от Лукойл содержит в себе особые компоненты, снижающие износ всех соприкасающихся деталей.
Лукойл Супер SG/CD предназначено для использования в легковых автомобилях, небольших грузовиках, микроавтобусах и внедорожниках, оснащенных атмосферными и турбированными двигателями
Причем не важно бензиновые они или дизельные – свойства текучести от этого никак не меняются.
Особенности:
- Активно противостоит образованию отложений и шлама;
- Не подвержено угару;
- Снижает уровень шума;
- Обладает отличной устойчивостью к повышенным нагрузкам;
- Обеспечивает быстрый запуск двигателя в холодное время года;
- Лучший вариант для четырехтактных двигателей;
- Подходит для турбомоторов.
2. Mobil Ultra 10W-40
Вспышка – 230 °С
Замерзание – -42 °С
Плотность при 15 °С – 870 кг/м куб
Mobil Ultra 10W-40 – популярное моторное масло в России, которое славится хорошими рабочими характеристиками и снижает износ всех соприкасающихся поверхностей, за счет чего продлевает ресурс двигателя. Высокие и низкие температуры не оказывают негативного влияния на текучесть и прочие свойства, поэтому масло может использоваться практически в любых регионах.
За счет особого состава, моторное масло станет хорошим вариантом для бензиновых и дизельных двигателей. Возможно применение в самых разных видах транспортных средств, в том числе и грузовых. К тому же моторное масло от компании Mobil отлично борется с отложениями, которые могут негативно повлиять на равномерность работы двигателя.
Особенности:
- Хорошая текучесть;
- Высокая устойчивость как к низким, так и к высоким температурам;
- Может использоваться в бензиновых и дизельных ДВС;
- Очищает двигатель от отложений и шлама;
- Продлевает срок службы двигателя.
1. Shell Helix HX7 10W-40
Вспышка – 246 °С
Замерзание – -45 °С
Плотность при 15 °С – 860 кг/м куб
Звание лучшего полусинтетического моторного масла достается Shell Helix HX7 10W-40 и это далеко не просто так, ведь оно превосходит конкурентов по защите от разложения и устойчивости к сдвиговым нагрузкам на 24 и 34 % соответственно. Но на этом преимущества не заканчиваются – масло от компании Shell сводит к минимуму шумы и вибрации, а также вносит весомый вклад в уменьшение расхода топлива.
Несомненным плюсом является и высокая антиокислительная стабильность, которая достигается благодаря фирменной рецептуре создания. Вязкость масла никак не меняется на протяжений всей эксплуатации от замены до замены, поэтому детали двигателя всегда покрыты равномерным слоем специальной пленки. За счет этого они меньше изнашиваются, что положительно сказывается на сроке службы.
В основу входят только качественные и проверенные компоненты, устойчивые к угару. Это позволяет уменьшить расход масла и избавиться от периодических доливаний. Заключительным плюсом станет хорошая термоустойчивость.
Особенности:
- Применена уникальная технология по борьбе с загрязнениями внутри двигателя;
- Уменьшает топливный расход;
- Отличная устойчивость к сдвиговым нагрузкам;
- Снижает шумы и вибрации;
- Защищает от износа на 19% лучше конкурентов;
- Хорошая антиокислительная стабильность;
- Низкий коэффициент трения;
- Моментально обволакивает двигатель защитной пленкой.
Из чего производят минеральные смазки?
Главными компонентами пластичных смазок являются базовое масло (около 80-90 %) и загуститель (около 10 %). Кроме того в состав этих материалов могут входить присадки (около 5 %).
Базовые масла
Для производства синтетических, полусинтетических или растительных; пластичных смазок используются базовые жидкости на синтетической или растительной основе. Синтетические масла создаются путем синтеза органических или неорганических материалов. Органические масла производятся на основе биоразлагаемых материалов растительного происхождения. Комбинированные масла – это смесь синтетического и минерального материала.
Загустители
Второй основной элемент, входящий в состав смазок, – загуститель – добавляется в объеме около 10 %.
Задача загустителя состоит в создании сеточной матрицы, ячейки которой удерживают базовое масло. Благодаря этому пластичная смазка легко сохраняет свою форму и не стекает на вертикальных поверхностях.
Наиболее распространенные типы загустителей – мыла на основе солей высших карбоновых кислот, органические, неорганические, углеводородные загустители.
Для минеральных смазок широко используются литиевые мыла, мыла на основе простых солей других металлов, а также комплексные мыльные загустители.
Присадки
В качестве дополнительного компонента в состав пластичных смазок могут вводиться специальные вещества – присадки. Они добавляются в небольшом количестве для придания материалам дополнительных свойств или улучшения отдельных рабочих характеристик.
К наиболее часто встречающимся присадкам относят:
- Антифрикционные присадки
- Противоизносные присадки
- Противозадирные присадки
- Ингибиторы коррозии
- Антиокислительные присадки
- Усилители адгезии
Литиевые смазки EFELE. Морозостойкая литиевая смазка EFELE MG-214 используется для подшипников качения или скольжения в узлах, работающих в широком диапазоне температур от -40 °С до +130 °С.
Многоцелевая смазка EFELE MG-211 содержит в составе противозадирные присадки, которые повышают защиту узла от разрушения при высоких нагрузках. Модификация смазки – EFELE MG-211-00 обладает схожими же свойствами, но имеет более низкий индекс вязкости.
Минеральная смазка EFELE MG-212 с дисульфидом молибдена и противозадирными присадками хорошо защищает узлы от износа, работает в запыленной среде при высоких нагрузках.
Термостойкая смазка EFELE MG-213 на основе литиевого комплекса используется в узлах терния при температурах до +160 °С и высоких нагрузках.
Для производства пластичной смазки EFELE MG-221 в качестве загустителя используется сульфонат кальция. Структура этого загустителя напоминает чешуйки, которые образуют на поверхности трения защитный слой, способный противостоять очень высоким нагрузкам и обеспечить низкий коэффициент трения. Он придает материалу хорошие антикоррозионные свойства и высокую водостойкость.
В минеральной смазке EFELE MG-251 применяется органический загуститель – полимочевина. Он придает материалу повышенную термостойкость. Эта смазка способна работать при температурах до +180 °С.
Меньшую популярность при производстве пластичных минеральных смазок имеют неорганические и углеводородные загустители. Неорганические (бентонитовые глины, графит, силикагель) загустители имеют относительно невысокие рабочие свойства. Углеводородные (твердые углеводороды, например, церезин и парафин) также не обладают влагостойкостью. Такие загустители по большей части используются при производстве смазочных масел и спреев или в комбинации с другими материалами.
Уровни пищевых допусков
Смазки, разрешенные к использованию в пищепроме, делятся на 3 категории, исходя из риска их контакта с продуктами питания при их обработке. Данные категории получили название «допуски». Исторически сложилось так, что самым строгим из пищевых допусков стал допуск независимого международного фонда H3. Он подразумевает прямое попадание смазки в продукты питания, однако по факту такие материалы не являются типовыми смазками. Как правило, это растительные масла и жиры, с помощью которых очищают, защищают от ржавчины крюки, тележки и проч.
Допуск Н1 распространяется непосредственно на масла и смазочные материалы для тех случаев использования, когда допускается случайное попадание вещества в продукты питания. Компоненты таких смазочных материалов и масел должны отвечать регламентированному списку Управления по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами 21 CFR 178.3570. Такие смазки могут применяться в разных элементах трения, устройствах, системах машин для переработки пищи, транспортировки и упаковки.
Допуск Н2 – наиболее «лояльный» допуск к использованию в машинах пищепрома, когда попадание смазки в продукты питания невозможно. Однако смазка, несмотря на это, не должна выделять токсичных испарений и аэрозолей, а также специфичных запахов, которые могут впитывать пищевые продукты, что приведет к ухудшению их потребительских свойств. Естественно, в составе этих смазочных материалов не должно быть тяжелых металлов, канцерогенов, мутагенов и проч.
«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?
Конкретного ответа на этот вопрос вы можете не найти даже у автопроизводителя. Все зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Например, провернуть двигатель, в который залита «минералка» 15W40 в двадцатиградусный мороз будет проблематично и вредно для двигателя, из чего следует вывод, что использовать такое масло в северных регионах нерационально. Как показывает практика, большинство автомобилистов для гражданского транспорта используют всесезонные масла 5W40 и 5W30. К тому же, если не гнаться за именитыми брендами, то можно подобрать масло на любой бюджет. Такое масло будет хорошо работать и летом и зимой.