Богемское стекло. История промысла, технология изготовления, развитие производства, интересные факты

История богемского стекла

История стекла в Европе берет свое начало с первой половины 17 века. Именно тогда была выведена уникальная формула, согласно которой в сырье добавлялось определенное количество оксида свинца. Это позволило существенно изменить характеристики готовых стеклянных изделий. Хрусталь легче полировать, а при гранении изделие становится более красивым.

Откуда пошло название «богемское стекло»? Ранее Чехия звалась Богемией. В те времена мастеров по выдуванию стекла и резчиков практически не было, потому хрустальные и стеклянные изделия могли позволить себе лишь богатые люди и представители высших сословий. Активное развитие стекольного производства началось в 12 веке и уже к концу 14 столетия изделия из стекла могли позволить себе все, даже мещане.

Природный хрусталь — это очень редкое сырье, поэтому чехам удалось создать его искусственный аналог. Добавляя в стекло барий и свинец, были достигнуты характеристики, не уступающие натуральным.

Чешский ювелир Каспар Леман, работающий при дворе императора Рудольфа II,  применил древнеримскую технику резьбы по хрусталю, тем самым прославив богемское стекло на весь мир. С помощью тонкой гравировки стекло становилось схоже с бриллиантом, что и привлекало коллекционеров и ценителей прекрасного.

Как мастера добились идеальной прозрачности стеклянных изделий? Дело в том, что пески в Богемии содержат минимальное количество окисей железа. К тому же секреты стеклодувов столетиями передавались из поколения в поколение. Умения оттачивались, технологии совершенствовались и в итоге чехи стали производить идеальные вещи, ценность которых известна по всей Европе.

В Чехии до сих пор сохранились старинные традиции производства хрусталя и гладкого стекла, которое гравируется, шлифуется и расписывается в особенных техниках. Большинство изделий обрабатываются вручную, поэтому и цены на них устанавливаются соответствующие.

Производство стекла

Изготовление посуды из богемского стекла – сложный процесс, включающий ручной труд. Мастер-стеклодув набирает на трубку немного раскаленной массы, равномерно распределяет ее, поворачивая трубку в руке. Затем выдувает округлый шар, который переносит в деревянную мокрую заготовку, и выдувает в нем предварительную форму. Затем, после остывания, работу продолжает шлифовщик. Он обрабатывает посуду, придает окончательные контуры, делает огранку. Искусные резчики могут выполнять по стеклу любые композиции.

После этого художники вручную покрывают изделие золотым декором, а потом полируют специальными гематитовыми и агатовыми напильниками. Переход от каждого мастера, сопровождается доскональной проверкой. При нахождении мельчайшего брака, обрабатываемый предмет разбивают и переплавляют. Поэтому богемское стекло из Чехии имеет высокое качество и ценится во всем мире.

Технология изготовления

Современное производство богемского стекла не сохраняется в тайне, как в былые времена, поэтому раскрыть для себя секреты его изготовления может каждый желающий. Первым этапом производства является расплавление сырья и выдувание изделия. потом заготовку помещают в деревянную, слегка увлажненную форму. На третьем этапе выполняется шлифовка и резка.

Для получения качественных вещей нужно соблюдать временные рамки, в течение которых можно подвергать материал обработке. Обычно при работе мастер использует предварительно подготовленный эскиз. На этапе декорирования на изделиях делают рельеф и наносят позолоту или краску. Готовые изделия полируют и выпускают в производство.

Вся продукция проходит проверку на стандарты качества и при малейших недочетах, отправляется на переработку. Изготавливают стеклянные вещи с помощью технологии штамповки и вручную. Последние ценятся особенно дорого.

Компания Soleness Art представляет антикварную и винтажную посуду: https://www.solenessart.ru/vintazh/posuda/

Уход за богемским стеклом

Уход за «богемскими» изделиями не сложен и справиться в ним может каждый:

  • Если ваше богемское стекло оказалось загрязнено тогда мойте его с обязательным добавлением смягчающего моющего средства, не содержащего абразивы. Используйте мягкую ветошь либо поролоновую губку, поскольку жесткая щетка может безвозвратно испортить вашу посуду;
  • Если вы решили рискнуть и помыть богемское стекло в посудомоечной машине, тогда вам следует максимально короткий и щадящий режим. Не забудьте, выставит низкую температуру и после окончания мытья сразу же достать изделия из машины;
  • Избегайте при мытье резкого перепада температуры, лучше всего мыть в прохладной или комнатной температуры воде;
  • Подсушить посуду можно с помощью мягкого кухонного полотенца. Пройдитесь им промакивающим движениями по всей площади стекла;
  • Если на стекле остались разводы отполируйте их с помощью стандартного средства для очистки зеркал и окон. Оно отлично подойдет для чешского стекла и не повредит ему. Только полируйте аккуратно, поскольку хрупкое стекло может не выдержать давления и треснуть;
  • Как было сказано ранее, такое стекло очень ломкое, поэтому пораниться проще простого, поэтому оградите детей от контакта с таким стеклом.

Если вы до сих пор не можете решиться на столь изысканное приобретение, то совершенно напрасно. Ведь такая посуда будет радовать не только вас, но и гостей, которые будут ею любоваться и в тайне желать такую же. Каждое застолье, на котором будет использоваться посуда из богемского стекла, станет настоящим, незабываемым праздником.

Свойства богемского стекла

Итальянское стекло состоит кремнезема и щелочей. Последние определяют качества материала. Легенда гласит, что первое стекло – это переплавленная в костре сода. Ее кусок оказался средь дров.

Утром путники, гревшиеся у огня, обнаружили стекло. Костер, по-видимому, был на песчаных почвах. Их основа — кремнезем, то есть оксид кремния. В минералогии его именую кварцем. С примесями оксид цветной.

Так, кремнезем с марганцем – камень аметист. Чистая формула кварца – горный хрусталь. То есть, в основе стекла лежат природные минералы. По сути, материал является переработанным камнем или, как принято называть, искусственным.

Стеклодувы Богемии добавили к кремнезему золу букового дерева. Она заменила соду в итальянских изделиях. Зола, именуемая поташ, тоже карбонат. Однако, в соде присутствует натрий, а в древесных отходах калий. Последний доводит до максимума бесцветность стекла. Отсюда активное преломление света и искристость.

Оптические показатели улучшил и оксид свинца. В природе последний встречается в виде минерала церуссита. 6-процентная добавка к основному составу стекла делает его в 2-3 раза прочнее обычного.

Это и дало право материалу из Богемии называться хрусталем. Прочность обусловлена повышенной плотностью. За счет оксида свинца она доходит до 4,5 граммов на кубический сантиметр.

У природного кварца, для сравнения, плотность не превышает 2,8 граммов. Получается богемское стекло на порядок тверже аметистов, раухтопазов, цитринов и того же горного хрусталя.

Окись свинца тяжела. Именно за счет нее вазы из богемского стекла столь увесисты. Элитными образцами считаются с 30-35-процентным содержанием оксида. В официальной номенклатуре это премиум класс.

Стандартным признают хрусталь с 25-30-процентной добавкой окиси свинца. 24% соответствуют позиции «Традиционное богемское стекло». Меньшее содержание соединения свинца не типично для изделий из Чехии.

Перед глазами хрусталь, но не богемский. Кстати, путаница в названиях связана с тем, что в былые времена Богемия – это и была вся Чехия. Сейчас историческая страна – лишь область современного государства. Называть хрусталь, сделанный вне Богемии богемским нелогично. Однако, где бы ни делали стекло, качество чешской продукции одинаково.

Твердость бокалов для вина из богемского стекла и прочей продукции обусловлена не только оксидом свинца, но и добавкой мела. Это тоже придумка чехов.

С кальцием, содержащимся в осадочной породе, стекло стало крепким, словно кость. Если переплавлять чистый кремнезем, материал получается хрупким. С перечисленными добавками оксид кремния преображается.

Вторая роль мела в стекле из Чехии – нейтрализация примесей. Без них материал звенит. Чтобы услышать мелодию, достаточно постучать по краю вазы или бокала, к примеру, карандашом. Звучат богемские изделия и при трении смоченным пальцем. Обычное стекло на такие манипуляции не реагирует.

Отличительной особенностью оригинальной продукции из Чехии является, так же, видимое или реальное отсутствие стыковочного шва. Он проходит, к примеру, меж основанием бокалов и их ножками, по дну ваз и стаканов.

Фужеры из богемского стекла ручной работы монолитны на 100%. Изделие, изготавливаемые с применением техники, кажутся таковыми, но под лупой швы просматриваются. У обычного же стекла стыки видны невооруженным глазом.

Чем отличается богемское стекло от хрусталя?

Изделия из богемского стекла высоко ценятся. Тонкая работа и совершенный дизайн наделяют их особым шармом. Благодаря высокому содержанию свинца в сырье, который добавляет ему прозрачность, чистоту и прочность, богемское стекло считают хрусталём. Его производство ограничено территорией Богемии, это один из западных регионов Чехии.

Изделия из богемского стекла обладают рядом отличительных признаков.

Звон. Мелодичный и долгий, глубокий, слегка металлический – главный признак подлинности. Он длится не менее 4 секунд, «зарождается из глубины и медленно утихает». Вместе со звучанием по стеклу проходит лёгкая вибрация.

Чтобы изделие зазвенело, необходимо расположить предмет на ровной твёрдой поверхности и:

  • прогладить мокрыми пальцами кромку изделия (способ применим только для изделий с тонкими стенками);
  • легко ударить палочкой из хрусталя по стенкам изделия;
  • аккуратно стукнуть одно изделие о другое.

Идеальная чистота. Компоненты в составе богемского стекла: оксиды свинца и бария, кальций. Они повышают прозрачность, делая его чистым. Критерии для оценки чистоты различны у прозрачных и цветных изделий.

Прозрачное стекло не содержит:

  • пузырьков воздуха;
  • вкраплений;
  • мутных участков;
  • трещин на поверхности;
  • механических дефектов.

Проверяют прозрачность, глядя на ярко освещённые поверхности через бокал: они не должны поблекнуть.

Цветное стекло не полностью прозрачное, но «чистое» и не имеет дефектов. Оно яркое и насыщенное без посторонних оттенков, а допустимые разводы и переливы одинаковой цветовой гаммы с основным тоном.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий